В процессе эксплуатации редукторов и мультипликаторов возникают вибрации, обусловленные множеством факторов. К ним относятся как общие проблемы оборудования: дефекты подшипников, дисбаланс, некорректный монтаж, недостаток или избыток смазки так и дефекты, обусловленные спецификой зубчатого зацепления колёс, связанных с переходом передаваемой нагрузки с «зуба на зуб», обкатыванием зубьев или проскальзывания их рабочих поверхностей относительно друг друга.
В соответствие с ГОСТ 20911-89 выделяется несколько показателей качества технического диагностирования – это продолжительность, достоверность, полнота контроля состояния и глубина поиска места отказа. Техническое состояние редуктора, как и любого механизма в целом определяется состоянием отдельных его частей, таким образом, для достоверного выявления работоспособности редуктора в первую очередь потребуется выбрать параметры диагностирования (узлы редуктора и их типовые дефекты). Рассмотрим схему объекта диагностирования, на которой отображены основные параметры диагностирования.
Помимо верного определения параметров диагностики, обязательным условием корректной оценки текущего технического состояния редуктора/мультипликатора, является наличие высокочувствительных измерительных приборов, способных измерять вибрацию в широком частотном диапазоне и обладающих развитым математическим аппаратом.
Посредством анализа вибросигналов возможно определение состояния любой зубчатой пары, подшипника и вала. Причём использование стационарной системы мониторинга вибрации редукторов позволяет производить контроль в процессе эксплуатации оборудования, не останавливая производство. Все другие методы контроля состояния редукторов, требует разборки оборудования.
Один из методов вибродиагностики редукторов, который полностью удовлетворяет требованиям ГОСТ 20911-89 и позволяет определять как глубину, так и тип дефекта в редукторе является анализ прямого спектра сигнала.
Вибродиагностика редукторов методом прямого спектра базируется на определении периодичности появления скачков вибрации. Весь частотный диапазон разбивается на множество узкополосных спектров, которые в последствие анализируются специализированным прибором. Каждый дефект редуктора (зубчатой пары, подшипников или вала) проявляется на определённой частоте, таким образом, зная частоту на которой происходят всплески вибрации, можно определить причину вызвавшую их. Метод прямого спектра даёт возможность получить информацию о состояние каждого кинематического узла редуктора в отдельности. Глубину дефекта определяют по амплитуде всплеска.
Другой способ определения дефектов редуктора (в большей степени определение дефектов его подшипников) является анализ огибающей спектра.
Система вибродиагностики способна диагностировать большое количество различных дефектов, таких как:
- Бой ведущего/ведомого вала;
- Перекос ведущей/ведомой шестерни;
- Дефект зубьев ведущей/ведомой шестерни;
- Дефекты зацепления или смазки в зацеплении;
- Дефекты в конструкции подшипников;
- Избыток или недостаток смазки подшипников.
и многое другое …