Преобразование этих мощностей на подстанциях энергетики в разные системы напряжений, например, 110, 35, 10, 6 киловольт возложено на силовые трансформаторы и автотрансформаторы.
Они постоянно, десятилетиями перерабатывают мощности по 125, 200 мегавольтампер и более в автоматическом режиме.
Трансформация электроэнергии в разные системы напряжения связана с большим выделением тепла. Его отводят в атмосферу или дополнительно используют для обогрева зданий либо других технологических целей. Этой задачей занимаются системы автоматического охлаждения, построенные на схемах одновременного:
- обдува конструкции корпуса мощными вентиляторными установками с электрическими приводами, работающими от асинхронных двигателей;
- циркуляции трансформаторного масла по внутренним полостям баков для забора тепла от силовых обмоток и передачи его через радиаторы воздушному потоку, нагнетаемому вентиляторами.
В состав общей системы охлаждения включают порядка шести независимых устройств, работающих автономно и состоящих из двух приводов электродвигателей вентиляторов и одного насоса. Из них формируются постоянно работающие группы и резерв, используемый в критических ситуациях.
Мощность потребления одного асинхронного двигателя вентилятора составляет несколько киловатт. Во время работы всех приводов расход электроэнергии достигает сотни кВт или более, что довольно накладно.
При работе традиционных релейных схем автоматики принято сокращать потери мощности за счет отключения части охладительных устройств с учетом общей нагрузки силового трансформатора и некоторых эксплуатационных характеристик.
В этой ситуации каждый оставшийся в работе электродвигатель потребляет полную мощность. Подключение же его через привод с частотным регулированием позволяет снизить бесполезные потери энергии.
Для этого создается программа работы автоматизированной системы, дистанционно анализирующая:
- мощность подключенной нагрузки;
- температуру масла внутри бака трансформатора и окружающего воздуха.
Повседневные задачи управления системой обдува силовых автотрансформаторов переводятся с традиционных схем на микропроцессорные устройства. Когда же их требуется вывести из работы для технического обслуживания или ремонта, то дежурный персонал подстанции оперативно переключает питание электродвигателей на управление по старой релейной схеме.